суббота, 14 апреля 2012 г.

Композиция для чайников

Читал намедни в одном блоге  (Какие книги по композиции почитать новичку?) о том, что стоит почитать по композиции и что то ещё в таком духе.
Подумал, что сам то я тоже прочитал уже много умных книжек, в том числе и рекомендованные автором книги Иттена. НО!
Это ж по большому счёту всё ерунда. Умничания не в меру умных людей :)
Я не могу похвастаться какими то великими достижениями, но точку зрения имею и выскажу.
Все правила построения изображения, приводимые в книжках на что то опираются. Возможно они опираются даже не психологию восприятия. Но зачем погружаться так глубоко в недра?
Если немного подумать над тем, чем же всё таки занимается художник или фотограф, то станет видна очевидная вещь! Эти люди просто напросто выхватывают вещи окружающего нас мира и воспроизводят их неподвижные изображения на ограниченном пространстве на плоскости.
Причем пространство ограничено физически. Граница изображения - это даже не стена, а край мироздания.
Разница в творчестве художника и фотографа только в степени свободы первого. Ему позволено более свободно обходиться с расположением предметов и их состояниями.
Таким образом весь процесс фотографирования упирается в то, что в результате должен получиться  кусок плоского пространства с размещенными на нём плоскими же изображениями предметов реального мира.
Из плоскости неподвижности и ограниченности всё и берется.
Как показать в ограниченном плоском пространстве, что шарик висит высоко над землёй?
Поместить его к верхнему краю плоского изображения, а поверхность над которой он висит - как можно ниже. Простая логика. У нас в реальном мире высоко - это смотря относительно чего, а на фото всё относительно границ кадра.
Как изобразить что шарик висит у самой земли? поместить его внизу, а сверху оставить свободное от объектов пространство.
Для движущихся объектов требуется пространство для движения. Они не могут двигаться, уперевшись в стену или край кадра.
Человек не любит находиться лицом к стене. Поэтому и на снимке взгляд обычно направлен либо на какой то объект, либо на свободное пространство. Но никогда в край кадра.
Плоскость изображения преодолевается помещением в кадр линий, дополняющих плоскость до какого то объёма. Можно нарисовать на бумаге квадрат или прямоугольник. Он плоский. добавить ему внутри грани и у него появится внутри объём. Всё то же самое в изобразительном искусстве.
И это в сущности всё, что нужно знать о композиции.
Просто нужно помнить, что фотографируя мы получаем плоское, ограниченное неподвижное изображение.
Всё остальное - это глаза и мозг фотографа. Он видит объекты, он понимает какие из них и как должны выглядеть на листе, он размещает нужные ему объекты в кадре и .. снимок готов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий